Интересные, познавательные и полезные статьи на различные темы обо всём том, что бы Вам хотелось узнать и найти из материалов в интернет сети!

06
Авг

Распостранение и влияние гусисткого движения в Украине





События прошлого, рассматриваемые как часть борьбы между силами света и тьмы, должны приобрести в наших глазах новое значение, ибо они проливают свет на будущее, освещая путь тем, кто, подобно реформаторам прошлых веков, будет призван пренебрегая земными благами, нести людям Слово Божье и свидетельство Иисуса Христа.

Предпосылки гусизма в Украине.

Перед гуситским религиозным возрождением в литовско-польский период украинской истории произошло печальное вырождение государственной церкви, которая переживала культурный и моральный упадок.

Запущенность духовной жизни способствовала распространению религиозного формализма, доминированию сугубо внешних форм обрядовости, моральному падению, в частности, в супружеских отношениях.

Наряду с этим распространялся фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим. Эту ситуацию точно охарактеризовал Митрополит Илларион Огиенко: «Церковная власть больше заботилась о своих имениях, нежели о церкви, больше думала о шерсти своей паствы, чем о ее душе».

Среди украинского населения значительно усилилось разочарование в государственной церкви. Досадно поражал упадок образования, образ церковной жизни и моральный упадок клира. Как отмечал князь Константин Острожский, «...пришли в упадок проповеди, наступил голод слышания Слова Божьего, настало отступление от веры и закона».





Это не могло не волновать самую активную и сознательную часть православной общественности. С того времени и начинается большое движение к внутрицерковной реформе - борьба с опасностью духовного упадка и отступничества от библейских основ веры.

Распространение гусизма посредством образования.

Польско-Литовское государство (XIV-XVI в.), в состав которого входили белорусы и украинцы с их земляками, было связано теснейшими культурными и экономическими отношениями с Чехией.

Поэтому, когда в начале XV века стали распространяться реформаторские религиозные идеи пражского профессора Яна Гуса в Европе, они быстро дошли и до украинских земель. Это совершалось различными путями, один из которых лежал через обучение украинцев в чешских учебных заведениях.

Многие украинцы имели родственные связи с чехами и отправляли своих детей на учебу в их учреждения. Так, в Пражском университете XIV в. обучалось много украинцев, которые становились учениками профессора Яна Гуса и по возвращении домой привозили с собой гуситские религиозные взгляды. Чехи имели хорошую репутацию и в большом количестве расселялись в Украине, особенно на территории Западной Украины, среди мещанства.

Распространение гусизма через эмигрантов и беженцев.

Поскольку в XV-XVI в.в. среди европейских государств Польско-Литовское объединенное государство было наиболее терпимо к другим верованиям, то различные религиозные эмигранты тут не только находили себе убежище, но еще и свободно распространяли свои учения.

Белорусский писатель, академик Е. Карский отмечает: «Учение гуситов в Литву проникло рано, еще при Витовте. Друг и сотрудник Гуса Иероним Пражский был в Литве и Западной Руси. Здесь он произвел сильное впечатление на русских, особенно на знать. Общение с гуситами продолжалось и после, и благодаря этому учение гуситов быстро распространилось в Западной Руси.

Под влиянием гуситов усилилось обращение в Литовской Руси чешских книг и знакомство с чешским языком. Пример чехов, имевших книги Священного Писания на народном языке, естественно, побуждал и радетелей просвещения в Западной Руси обратиться к переводам на народный язык».

Это привело чешских реформаторов к сближению с христианским Востоком, где, по их мнению, на тот момент все еще преобладала христианская жизнь в ее первичном виде. В 1452 г. чехи начали переговоры об унии с Константинопольской церковью. Оттуда в письме «священникам и князьям Богемии» также выражалась надежда на унию с чехами, но падение Константинополя в 1453 г. положило конец переговорам.

После битвы под Липанами (1434 г.) католические войска почти уничтожили войско гуситов. В Чехии начались тотальные преследования гуситов, которые, лишившись военной поддержки, вынуждены были спасаться бегством.

В результате они массово эмигрировали в украинские земли, поскольку эта ближайшая территория имела не только интенсивные связи с Чехией, но и была единственно не католической и дружественно настроенной. Именно поэтому гуситское движение нашло свое место в украинских землях, где деятельность чешских общин, называемых «чешскими братьями», из-за схожести взглядов влияла на украинскую религиозную мысль.

Несмотря на то, что движение гуситов, в общем, потерпело поражение, оно привело к образованию общин «чешских братьев» - одного из реформационных движений на территории значительной части Польско-Литовского государства. В основу их вероучения были положены взгляды не только Яна Гуса, но и Петра Хельчицкого (1390—1430).

Последний в своем трактате «О духовной борьбе» пропагандировал идею несопротивления всем видам насилия, отбрасывал сословное разделение общества и призывал перестроить мир на основе братской любви. Он один из первых в европейской религиозной мысли начал развивать идею религиозной терпимости и невмешательства государства в религиозные вопросы.

Согласно с главной идеей, высказанной в его произведениях, только первые христиане правильно понимали предписания Христа, изложенные в Евангелиях. Все, что было добавлено к учению и образу жизни Церкви позже, есть выдумка антихриста. Поэтому настоящий христианин должен верно следовать Божьим заповедям из Библии, стараясь возродить Церковь апостольских времен.

Ячейки «чешских братьев» находились в украинских землях, преимущественно в западных регионах - Галичине, Закарпатье, на Волыни. В Галичине жил один из выдающихся деятелей «чешских братьев» Ян Фикар - подвижник Я. Коменского. В Дублянах, под Львовом, проживал один из лидеров этого движения - П. Крокочинский. Общины «чешских братьев» существовали в Венгрове, Влодаве, Берестечке и других местах Галичины и Волыни.

Поддержка гуситства на территории Украины.

В XV—XVI в.в. гуситов на территории Украины, особенно в Галичине, было весьма много. О том, что идеи и поддержка гусизма действительно широко распространялись среди украинского народа, красноречиво свидетельствует письмо короля Ягайла в 1423 г. к львовской шляхте и всему Русскому воеводству (Галичине).

«В письме этом Ягайло жаловался, что когда нужно было идти на помощь гуситам, то галичане охотно пошли (с Корибутовичем), даже не надеясь на плату; когда же теперь он звал их против гуситов на помощь королю и папе, никто не пошел, хотя король предлагал плату,а папа дал отпущение грехов.

И это особенно прибавляется к нашей печали - добавляет он, - что некоторые из нашего королевства и особенно шляхтичи Русской земли, на призыв князя Жигимонта против нашего ведома и желания в помощь гуситам пошли - хотя им ничего не обещано за утраты и опасности. А теперь на призыв наш, отказались идти против гуситов».

Влияние гусизма на культуру украинцев.

Распространению реформаторских гуситских идеи на просторах к народному языку (от церковное украинских земель способствовала также географическая близость, общность языка, Кирило-Мефодиевская традиция и давнишнее культурное влияние чехов на поляков и украинцев.

Чешские книги стали литературным образцом и источником вдохновения для украинских литераторов. Они были не только понятными в отличие от латинских произведений, но, благодаря родственности чешской культуры, весьма близкими по духу.

Доказательствами влияния гуситских идей на украинцев служит, во-первых, обращение последних к народному языку (от церковнославянского). Во-вторых, развитие свободного общественного мнения, которое зародило в Польско-Литовском государстве демократические основы.

Ведь это было первое в Европе государство, в котором парламент избирал короля и канцлера. В-третьих, стремление участия граждан в церковном управлении на основе соборности. Главным аккумулятором этих идей на территории Украины было православное братское движение, в которое входили на равной основе как миряне, так и священнослужители.

Благодаря этому движению, в религиозной жизни начали активно участвовать миряне, что является прямым доказательством влияния гуситских лозунгов о возвращении к первоапостольскому христианству, в котором не было разделения верующих на мирян и духовенство, так как, согласно Библии, все искренние христиане являются «царственным священством».

Православные братства, как и гуситские общины, сами толковали Священное Писание, избирали и смещали священников и решали церковные вопросы.

Влияние гусизма на образование украинцев.

В вопросах языка и чешские(гуситские), и украинские братства в первую очередь совершали реформы правописания, что сделало книги понятными для простого народа. Организовывали не латинские, а славянские школы, издавали грамматики (буквари) и лексиконы (словари).

Влияние гусизма на церковную жизнь украинцев.

Под влиянием гуситских идей в церквях на территории Украины стали проводить богослужения и говорить проповеди на понятном народном языке, протестуя против насаждения непонятной латыни.

Так же, как и реформаторы-гуситы, православные братства выступали против превращения духовенства в отдельный привилегированный класс.

Они добивались упрощения религиозных обрядов, которые с апостольских времен утратили свою былую простоту, причащения мирян не только одним хлебом, но и вином, отказа духовенства от несметных привилегий, поскольку священник должен содержаться за счет платы, которую ему выделяет община, достаточной, чтобы удовлетворить свои основные жизненные потребности.

При этом православные братства начали совершать управление церковью на условии проведения соборов (съездов с делегатами от всех общин) и избрания священников и епископов при широком участии местных общин. Они отвергали иерархическое управление и целибат, выступая против платы за участие в таинствах и обрядах (крещение, венчание, похороны...), а также против продажи церковных должностей и духовных санов за деньги.

К тому же, их стремления были направлены на возрождение истинного благочестия в церкви, основанного на соблюдении, всех без исключения, Божьих заповедей и борьбу с церковной коррупцией на всех ее уровнях. Они старались заботиться о больных и беспомощных людях.

В целом, реформационное гуситское движение, зародившееся в Чехии в XV веке, оказало сильнейшее влияние на культуру и развитие образования в украинских землях.

Что касается церковной жизни в Украине, то подхваченные на ее территории гуситские реформационные идеи, цель которых была вернуться к первоапостольскому христианству, доминировали здесь на протяжении около 150 лет. Затем они были подавлены иезуитской контрреформацией, которая не только свела на нет реформирование религиозной жизни в Украине, но и наполнила ее идеями, чуждыми Библии.

Дата поста: 2013-08-06





Rss-лента комментариев к этому посту

Комментарии

 

Главная  -> Разное   -> Распостранение и влияние гусисткого движения в Украине

Оставьте свой комментарий

Заменить картинку
жирный курсив цитата

С правилами ознакомлен
 

Правила публикования комментариев
1. Не информативные комментарии вида "Спасибо, замечательная статья", имеющие ссылку на сайт, скорее всего будут удалены.
2. В поле "сайт" указывается ссылка на главную страницу сайта для людей.
Владелец этого блога незамедлительно удалит спам в любом его проявлении.


 
Для комфортного доступа к этому сайту, в вашем браузере должен быть включен JavaScript